Фрагмент для ознакомления
2
В начале 20-го века в России сложились объективные и субъективные предпосылки для революции, в основном из-за особенностей России как страны второго эшелона. Наиболее важными предпосылками будут 4 основных фактора. Россия по-прежнему является слаборазвитой демократической страной, в которой нет конституции и гарантий прав человека, что приводит к деятельности политических партий, направленных против правительства. После реформ середины 19 века фермеры обеспечивали свое существование, приобретая меньше земли, чем до реформ, что вызывало социальную напряженность в деревнях. Начиная со второй половины XIX века, стремительный рост капитализма и обострение противоречий между пережитками крепостничества создали объективные предпосылки для недовольства буржуазии и пролетариата. Кроме того, Россия - многонациональная страна, и ситуация с иными национальностями была очень сложная. Именно поэтому многие революционеры происходили из не русских национальностей (евреи, украинцы, латиноамериканцы). Все это доказывает, что к революции готова целая социальная группа.
Революционные действия, вызванные вышеупомянутыми противоречиями, были ускорены неурожаями и голодомором во многих государствах в начале XX века, экономическим кризисом 1900-1903 годов, который привел к отчуждению большого числа рабочих, и поражением России в русско-японской войне. По своей природе революция 1905-1907 годов была буржуазно-демократической, поскольку она была направлена на свержение диктатуры, установление демократической республики, отмену классовой системы и требований землевладельцев к собственности на землю. Используемыми средствами борьбы являются стачки и забастовочники, а главной движущей силой являются рабочие (пролетариат).
Периодизация революции: 1-й этап - начальный - с 9 января до осени 1905 г .; 2-й этап - кульминационный - с осени 1905 г . по декабрь 1905 г .; и этап - завершительный - январь 1906 г . - июнь 1907 г .
Начало 2-го (кульминационного) этапа революции пришлось на осень 1905 года. Разрастание революции, активизация революционных сил и оппозиции вынудили царское правительство пойти на некоторые уступки. Министру внутренних дел А.Булыгину было поручено подготовить проект создания Государственной думы. В 1905-8-6 годах декларация появилась в думском собрании. Большинство участников революционного движения были недовольны характером Думы как полноценного законодательного органа или положениями о выборах в Думу (выборы проводились по 3 округам: землевладельцы, городские жители, крестьяне; рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия не имели права голоса). Из-за бойкота Булыгинской думы эти выборы так и не состоялись [15].
В 1095-1906 гг. в Харькове, Киеве, Варшаве, Кронштадте и многих других городах произошли солдатские бунты. В Севастополе началось восстание, течение которого возглавил лейтенант П. Шмидт. Матросы разоружили офицеров и создали Севастопольский представительный комитет. Главной базой восставших был крейсер «Очаков», на котором был поднят красный флаг. В ноябре 1905 г. восстание было подавлено, а его лидер был застрелен. С середины 10-х годов правительство потеряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили собрания и демонстрации с требованием принятия конституции. Чтобы преодолеть кризис, правительство попыталось найти выход из тупиковой ситуации и пошло на большие уступки.
В 17.10.1905 г. император подписал декларацию, согласно которой гражданам России были предоставлены личная неприкосновенность, свобода совести, свобода слова, печати, собраний, профсоюзов и другие гражданские свободы. Государственная Дума наделена законодательными функциями. Коалиционное правительство объявило о создании Совета министров. Декларация повлияла на дальнейшее развитие событий, снизила революционные порывы либералов и способствовала созданию легальных партий правого толка (кадетов и октябристов).
Забастовка, начавшаяся 10 мая в Москве, охватила всю страну и переросла в 10-месячную политическую забастовку по всей России. В забастовке приняли участие более 2 миллионов человек. В это время зародился Советский Союз рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, превратившийся из органа стачечной борьбы в параллельный (альтернативный) орган власти. Те, кто в них участвовал: меньшевики считали их органами местного самоуправления, а большевики - органами вооруженного восстания. Наиболее важными из них были Советы депутатов трудящихся в Санкт-Петербурге и Москве. Московский совет призвал к политической забастовке. В конце 1905 г. началась всеобщая политическая забастовка, которая переросла в вооруженное восстание в Москве. Рабочие возводили баррикады, где сражались с правительственными войсками. После подавления вооруженного восстания в Москве революционная волна начала спадать. В период с 1906 по 1907 год продолжались забастовки в армии и на флоте, забастовки рабочих, крестьянские волнения и демонстрации. Но правительство с помощью самых серьезных репрессий постепенно восстановило контроль над страной.
Таким образом, в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов, несмотря на все достижения, не удалось добиться решения основных задач, выдвигавшихся в начале революции, - свержения диктатуры, разрушения классового строя и установления демократической республики.
1.2. Учреждение Государственной Думы в Российской Империи
В контексте развития революции император Николаю II пришлось поторопиться с выполнением обязательств, озвученных в декларации министру Булыгину. 6.08.1905 г. был издан манифест о созыве Палаты представителей-Государственной Думы. Последняя получила совещательные полномочия, а власть императора оставалась неограниченной. Выборы в Думу должны были быть многоступенчатыми. Все избиратели были разделены на 3 курии: землевладельцев (в основном помещиков), горожан и крестьян. Палата представителей должна была избираться местным парламентом, причем выборщики должны были представлять свою соответствующую курию. Широкая часть населения (женщины, рабочие, студенты, военнослужащие и т.д.) не получила избирательных прав [8].
Обещание созвать Государственную думу, несомненно, было уступкой со стороны диктатора, но это была очень скромная и запоздалая уступка. Митинг в Думе Бурятии был сорван дальнейшими инцидентами. В октябре 1905 года вспыхнула всероссийская политическая забастовка, в которой приняли участие около 20 000 человек. Среди бастующих, требовавших свержения авторитаризма и созыва учредительного собрания, были не только рабочие, но и служащие и интеллигенция. Жизнь всей страны парализована. Правительство не располагало достаточным количеством надежных войск, попало в критическую ситуацию и потеряло контроль над ситуацией. Колебания в правящем круге становятся все больше и больше. Меры пресечения не возымели никакого эффекта. В этих условиях роль спасителя династии играет С.Ю. Витте, он оказался в опале (после отставки с поста министра финансов в 1903 году). Витте видел выход из сложившейся ситуации в либеральных реформах, которые могли бы привлечь противников авторитаризма. 17 октября 1905 года, поколебавшись, Николай II подписал документ. Законопроект обещает дать народу демократические свободы, наделить Думу законодательными правами и расширить круг людей, которые имеют возможность участвовать в представительных выборах. 19 октября 1905 года Совет министров, который существовал с 1857 года, но редко собирался, был реорганизован номинальным указом. Он стал постоянно действующим высшим учебным заведением - при Российском императорском правительстве. Руководство Советом возложено на специальное должностное лицо - председателя Совета министров, который обязан играть роль главы правительства. Витте стал первым председателем Совета министров.
23 апреля 1906 года «Основной государственный закон Российской империи» [6] (ОГЗ) был опубликован в новой редакции (из него было исключено определение «неограниченного» авторитаризма). Они установили, что император вместе с Государственным советом и Думой единообразно осуществляли законодательную власть. Объявите прерогативы императора: внесение поправок в Основной закон, государственное управление на высшем уровне, управление внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и прекращение мира, объявление военных и особых обстоятельств, право чеканить монеты, увольнять и назначать министров, помилование преступников и амнистию. Фактически, после опубликования ОГЗ в 1906 году царь лишился двух важных привилегий: неограниченной законодательной власти и права самостоятельно распоряжаться государственным бюджетом.
Изменения, произошедшие в российской государственной системе, позволили буржуазии укрепить свои позиции, но они не должны решать проблемы, стоящие перед рабочим классом страны. Первая русская революция ясно показала, что прежняя форма авторитаризма отмерла, и переход к представительному институту во всероссийском масштабе стал необходимым.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Всеподданнейший отчет председателя Государственного совета за 10 и 11 сессии 1915 г. - Пг., 1915.
2. Государственная дума. Второй созыв. Стенографические отчеты. - 1907.- Т. 1.
3. Государственная дума. Четвертый созыв. Стенографические отчеты. Заседание 26 июля 1914 г. - СПб., 1914.
4. Государственная дума. Четвертый созыв. Стенографические отчеты. Сессия четвертая. - Пг., 1915.
5. Государственная дума. Четвертый созыв. Стенографические отчеты. Сессия пятая. - Пг., 1916.
6. Обзор деятельности Государственной думы третьего созыва. 1907-1912 гг. - Т. 1. - СПб., 1912.
7. Свод законов Российской империи. В 5 книгах. Кн. 1: Т. I–III. Т. I. СПб.: Русское книжное товарищество «Деятель», 1912. – 475 с.
8. Именной высочайший указ правительствующему Сенату о Государственной думе. Учреждение Государственной думы. - Б.м., 1906.
9. Узаконения 20 февраля 1906 г. Высочайший манифест, Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату о Государственном совете.
10. Спирин И.Л. Отчет о деятельности Государственной думы третьего созыва. - СПб., 1912.
11. Гучков А.И. В третьей Государственной думе (1907-1912 гг.): Сб. речей. - СПб., 1912.
12. Законодательные акты переходного времени: 1904-1908 / Под ред. Н.И. Лазаревского. - СПб., 1909.
13. Баранов П. П. Развитие идей конституционализма в проектах русских конституций на рубеже XIX — начала XX веков // ЮП. — Ростов. 2012. — № 5.
14. Комиссарова Е. Л. Разделение властей как принцип правового государства в учениях российских либералов конца XIX — начала XX вв. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. — Крым. 2018. — № 2.
15. Коцюбинский Д.А. Думская монархия (1906-1917) в современной историографии: проблема переосмысления и уточнения понятийно-категориального аппарата // Таврические чтения 2019. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Сб. научных статей Международной научной конференции. В 2-х частях. Под ред. А.Б. Николаева. 2020. – Ч. 2. – С. 44-61.
16. Коцюбинский Д.А. Думская монархия (1906-1917) в современной историографии: проблема переосмысления и уточнения понятийно-категориального аппарата. / Д.А. Коцюбинский // Таврические чтения 2019. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Сб. научных статей Международной научной конференции. В 2-х частях. Ч. 2.. СПб. : «Астерион». – 2020. – с. 44-61.
17. Макарова М. С. Принципы правового государства конца XIX — начала XX вв. как прототип современного правового государства // материалы III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и пути их решения», 23 декабря, 2022 г. — Донецк, 2022.
18. Макарова, М. С. Конституционная монархия как предмет исследования отечественных правоведов конца XIX — начала XX века / М. С. Макарова. // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 90-91
19. Перекрестова С.В. К истории военного законодательства в период думской монархии // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/14171 (дата обращения: 14.05.2024).
20. Соловьев К. А. Думская монархия: Общественный диалог на фоне реформы / К.А. Соловьев // Родина: российский исторический журнал.– 2006. – № 11. – С. 10-14.
21. Тарасов К.Н., Никулина Н.И. Оценки государственного строя «думской монархии» в правой публицистике начала XX в. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. – № 2. – Ч. 2. – с. 75-78.
22. Торопов, А. Н. Думская монархия : методические указания по изучению курса "Отечественная история" для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / А. Н. Торопов ; Федерал. агентство по образованию, Урал. гос. лесотехн. ун-т, Каф. истории и социально-политических дисциплин. - Екатеринбург : [УГЛТУ], 2007. - 16 с.
23. Чэнь Ц. Изучение истории Государственного контроля Российской империи в период думской монархии // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. – 2020. – № 6. – С. 29–38.